Храмы на Оке – пояс Богородицы

Муром, как и его города-собратья по древности — Ростов, Новгород, Полоцк, Белозерье — упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом. Это значит городу значительно больше чем 1140 лет, и он намного старше Москвы. 
При слове Муром в сознании русского человека возникает образ былинного богатыря. Однако сквозь былинность муромского лесного края, опоясанного рекой Окой («поясом Богородицы»), отчетливо проявляются реальные исторические лица и события. Они-то и прославили Муром как твердыню православия, сохранившую и древние обители, и нетленные мощи святых, и чудотворные иконы, а главное — живую Христову веру.

На 150-тысячное население в Муроме действуют четыре  монастыря (два мужских, два женских), шесть  приходских храмов (включая храм в селе Карачарово, которое теперь примыкает к городу) и 6 часовен. Еще строится две  церкви в новых районах города и одна часовня при Муромском железнодорожном вокзале. В двух воинских частях существуют полковые храмы: в честь Св. блгв. князя Александра Невского и Св. мч. Иоанна Воина.
Свет православной веры принес в тогда языческий тогда Муром его  первый князь — Св. блгв. Глеб-страстотерпец. В своем княжеском замке на берегу Оки он построил храм Всемилостивого Спаса, где впоследствии был основан мужской монастырь, упомянутый в летописи как «монастырь Спаса-на-бору» под 1096 годом.
Только в следующем 1097 году новому Муромскому князю Константину (Ярославу Святославовичу) Бог содействовал крестить дотоле упорствующее в язычестве муромское племя. Он  чудесно прославился тем, что бесстрашно вышел к бунтующим язычникам один без оружия, усмирил их и обратил в веру Христову. Тогда на глазах у разъяренных муромцев, вооружившихся убить князя-христианина, произошло чудо. Князь поднял над толпой, принесенную им с Вышгорода икону Божией Матери. Святой лик испускал сияние, подобно солнцу. Народ пал на колени, умилившись, и просил крещения. С тех пор икону стали именовать «Муромской».
Мощи Св. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора поныне почивают в основанном им Благовещенском монастыре. Народ приходит им поклониться.

Всероссийским церковным почитанием окружены имена и других Муромских угодников Божиих:

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца — Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.

Свв. блгвв. князья Петр и Феврония (в иночестве Давид и Евфросиния – скончались  775 лет назад). Их многоцелебные мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре и прославлены многими чудесами, отчего поток паломников и богомольцев не иссякает в обители.

Свт. Василий Рязанский и Муромский, чудотворец (1295г.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем. Однако был оклеветан и изгнан жестокосердными муромцами. Когда же чудесным образом поплыл епископ по быстрине Оки на своей мантии с Муромской иконой Божией Матери, горожане пролили слезы покаяния, но Святитель уже покинул их…
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 году в  монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Св. прав. Иулиания Лазаревская, Муромская (+ 1604 г.). Прославилась благочестивой жизнью в Смутное время.  В голод и эпидемии милостиво питала и одевала убогих, ухаживала за больными, чему отнюдь не противоречила ее знатное дворянское происхождение. За это  Иулиания Осорьина именуется верующим народом Иуалианией Милостивой. Нетленные мироточивые мощи святой были обретены 23 августа (8 августа ст. ст.) 1615 г. Ее гроб до сих пор источает благовонное миро. Мощи совершают исцеления. Ныне рака с мощами Праведной Иулиании находится в Николо-Набережной церкви Мурома. 

В связи с 400-летием преставления Св. прав. Иулиании восстанавливается церковь Михаила Архангела с. Лазаревское (в 6 км от Мурома), где была погребена Святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники. 

Помимо десяти всецерковно канонизированных святых, поименованных выше, в Муроме известны еще 12 подвижников – местночтимых святых. Это, прежде всего, первый муромский епископ Василий, крестивший муромское население (мурому) вместе с князем Константином (сохранилась его гробница в подклете Благовещенского собора); 
преп. Антоний Грошовник, схимонах Спасского монастыря и сотаинник прп. Серафима Саровского (о нем написано в Серафимо-Дивеевской летописи); прав.
Гавриил (Ястребов, + 1897) — протоиерей Муромский, почитавшийся как старец Св. Иоанном Кронштадтским, и др.

В трех упомянутых обителях Мурома особенное почитание воздается  чудотворному Виленскому кресту (XVII в.) — в Свято-Троицком женском монастыре. В нем хранятся мощи 20-ти вселенских Святых.

Благовещенский мужской монастырь в 1812 году стал убежищем главных московских святынь — Владимирской и Иверской икон Божией Матери, привезенных сюда из Первопрестольной архиепископом Августином. С тех времен список Иверской иконы Царицы Небесной в этой обители прославлен многими чудесами.

Древнейший в России Муромский Спасский монастырь (старше его только Киево-Печерская Лавра), как уже было сказано, основан Св. блгв. князем Глебом. В нем принял постриг в схиму и скончался св. князь Петр Муромский. В монастырском соборе (построен царем Иоанном Грозным в честь покорения Казани) находится привезенная в XIX веке со Святой горы Афон чудотворная икона Божией Матери — «Скоропослушница», почитаемая далеко за пределами Муромской земли.

Четвертый монастырь в Муроме — Свято-Воскресенский женский монастырь. В нем за прошедшие тринадцать лет также была возрождена иноческая жизнь Он завершает с севера прекрасный ансамбль Муромских монастырей и храмов, раскинувших по берегу Оки свои купола и звонницы. Поистине только пояс Богородицы может быть столь красив и лучезарен.

Дыхание молитвы объединяет в Муромских храмах седую древность и сегодняшний день. 

Преп. Илия Муромский (упомин. в 1188г.), воин, затем Киево-Печерский инок

Святой Василий Рязанский
 
 
 

Муромский Благовещенский мужской монастырь
 
 

Рака с мощами Святых благоверных князей Константина, Михаила, Федора  в Благовещенском мужском монастыре
 
 

Крестный ход в Спасо-Преображенском монастыре с древней иконой
 
 

Свято-Троицкий женский монастырь
 
 
 

Рака с мощами Св. князей Петра и Февронии — покровителями семьи находится в Муромском Свято-Троицком женском монастыре