Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома — древнейшая обитель Святой православной Руси
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.
В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме – спортзал, в другом – склад, на территории – военный плац, три казармы (одна – в братском корпусе).
1995 году, накануне 900-летия Спасской обители
прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился
к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей
Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении
воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более
вопиющий вид.
Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу
(Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По
сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был
только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось.
И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей.
За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную,
необычайную.
Главные исторические вехи жизни обители
Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский
Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом
(первый
русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского
князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться
в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на
крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый
храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения
Муромской земли светом Христовой веры.
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается
под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали
многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые
благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители
семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим
Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители
Антония
Грошовника.
Еще одна страница истории связана с царем Иваном
Грозным.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань.
И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того
года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми
флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук
топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что
в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он
наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско
пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская
дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет
Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу
в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый
храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был
построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой
церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да
палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря
период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри
лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период
обнищали…
Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.
Воины и их сродники почитают образ св. вмч.
Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский
собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского,
писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители
и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест
на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.
Таким монастырь был до революции
Зима 1995 года. Работ по восстановлению — непочатый
край
Весна 1996 года — восстановление монастыря
Весна 2004 года. Спасо-Преображенский собор в завершающий
период реконструкции
Надвратный храм монастыря и внутренний двор в наши дни.
Колокольня Покровского храма
Крестный ход. Пасха 2005 год.